- ДУШИ НЕ ЧАЯТЬ
- кто в ком
Безгранично любить; обожать, доверяя во всём.Имеется в виду, что лицо (Х) так эмоционально расположено к другому лицу (Y), что видит только привлекательные черты, свойства его натуры. Говорится с одобрением, реже - с неодобрением (в зависимости от позиции говорящего). реч. стандарт. ✦ Х души не чает в Y-е. Именная часть неизм. Глагол не употр. в буд. вр. В роли сказ. Порядок слов-компонентов фиксир.
⊙ Перед ним трудная, но благодарная жизнь врача, у него милая работящая жена, в нём души не чает его отец. С. Аллилуева, Только один год.- Верочка на него работает, халтурит - по театрам, в концертах <...>. Похудела, глаза провалились, и в своём сукином сыне души не чает. А.Н. Толстой, На острове Халки.
Денис любил сестру больше потому, пожалуй, что она была женой Матвея, в котором он души не чаял. Г. Марков, Строговы.
Он не захотел принять постриг - говорили, что из-за дочери Елизаветы, в которой Александр Дмитриевич души не чаял. О. Волков, Погружение во тьму.
Верный, надёжный, родной, быть может, единственный на свете человек, который души в мальчике не чаял, был таким вот простецким, чудаковатым стариком, которого умники прозвали Расторопным Момуном <...>. Ч. Айтматов, Белый пароход.
Аксинья и раньше души не чаяла в невестке, а теперь <...> готова чуть ли не молиться на неё. Н. Задорнов, Амур-батюшка.
Дома отец любил рассказывать свои охотничьи вымыслы <...>. Виктор тактично поддакивал отцу <...>. Поэтому отец, а глядя на него, и мать души в Викторе не чаяли. В. Шефнер, Сказки для умных.
Антон лечил и самого Тимошкина и его <...> жену Валю от подлинных и воображаемых болезней, и они оба души не чаяли в обходительном докторе. Е. Гинзбург, Крутой маршрут.
Конечно, и там у него были очень интересные знакомые и друзья. Доктор Гарбат и его жена Рашель <...>. Милейшие, гостеприимные люди, которые в папе [в Ф.И. Шаляпине] души не чаяли. Кроме того, это были уютные, тёплые люди, а папа старался в этих поездках хоть где-нибудь найти домашнюю атмосферу. НГ, 2000.
⊜ - Ты души не чаешь в нашем разгильдяе, а он и рад стараться - институт бросил, работать не хочет, одни гулянки на уме! (Реч.)
культурологический комментарий: Чаять (устар.) - "слышать"; здесь, вероятно, связано с чуять "распознавать, понимать чутьём". Образ фразеол. восходит к древнейшей мифологической форме осознания мира - анимистической - к коллективным представлениям о невозможности познать душу другого человека, проникнуть в неё. Согласно христианским представлениям, это дано лишь Богу: "Я есмь испытующий сердца и внутренности" (Ап. 2: 23); "Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (Цар. 16: 7). "Влезть в чужую душу может нечистая сила, если кто-л. грешен и неосторожен". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 220, 221.) Образ фразеол. восходит также к архетипическому противопоставлению "закрытое - открытое", соотносимому по аналогии с противопоставлением "тайное - явное". В образе фразеол. компонент не чаять соотносится с соматическим, т. е. телесным, кодом культуры и с антропным, т. е. собственно человеческим; компонент душа - с духовно-религиозным кодом. В метафорически создаваемом образе фразеол. душа символизирует недоступную для восприятия область человеческой личности. ср. в фольклоре: Человека видишь, а души его не видишь; Брата родного знаешь, а души его не знаешь; Что у него в руках, вижу, а что у него в душе, не вижу, не чаю; Тебя-то видим, да в тебе-то не видим (не слышим); Чужая душа - потёмки; Чужая душа - тёмный лес, дремучий бор. Образ фразеол. также отображает представление о сакральности души. ср. в фольклоре: Душа - заветное дело; Душа без тайности - пустая грамота; Как в кремне огонь не виден, так в человеке душа. фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о безграничной, беззаветной любви кого-л. к кому-л. автор: М. Л. Ковшова⊝ - Меня упрекают в том, что растворилась в своих детях, а я души в них не чаю, только ими и живу. (Реч.)
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.